Стань счастливым

Стеклова Надежда (Бизнес - журнал)

Больные или здоровые?
Так уж случилось, что психология до недавнего времени изучала преимущественно отрицательные стороны человеческой личности. Подавляющее большинство специалистов сосредоточили все усилия на выявлении и исследовании патологий — агрессивных проявлений, фобий, навязчивых состояний, тревожности, депрессии и т.д. Современная медицина знает почти все о причинах насилия, алкоголизма, возникновения комплексов, пограничных состояний и практически ничего о побудительных мотивах, например, альтруизма или храбрости. Исследователей куда больше интересует природа конкуренции, чем сотрудничества, деспотии, чем демократии. Социальные психологи написали тома о внушаемости, враждебности, предрассудках, но труды, посвященные таким качествам, как верность, терпимость, ответственность, великодушие, честность, — одним словом, жизнеутверждающим достоинствам человеческой личности, можно пересчитать буквально по пальцам. На первом же приеме психотерапевт будет искать у клиента симптомы одного из нескольких тысяч нервных расстройств, собранных в 900-страничном (!) руководстве по диагностике Американской психиатрической ассоциации, которое принято на вооружение клиническими психологами всего мира.

Возможно, причина столь явного диссонанса кроется в том, что в профессиональной среде врачевателей душ долгое время господствовало мнение, будто человек по природе своей негативен. Достаточно вспомнить труды основателя бихевиоризма Джона Бродеса Уотсона и его последователей, объяснявших те или иные человеческие поступки стремлением удовлетворить биологические потребности. Или учение Зигмунда Фрейда, в основу которого лег постулат о первородном грехе...

В психоанализе, надо сказать, вообще отсутствует представление о здоровье. Человек для психоаналитика — это потенциальный носитель болезни, "патоса" , развиться которой не дает лишь сбалансированная психологическая защита. Однако принцип традиционной медицины — любую болезнь легче предупредить, чем лечить — подходит и для психологии. Скольких бы проблем избежало человечество, считает один из виднейших специалистов в области психологии личности Абрахам Маслоу, если бы вовремя были обнаружены симптомы шизофрении у Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини или Иосифа Сталина. "Мы слишком много времени и средств тратим на исследования слабоумия вместо того, чтобы заниматься людьми разумными" — утверждал г-н Маслоу за несколько лет до рождения нового течения в клинической психологии — психологии позитивной. "Человек живет не только отрицательными переживаниями, проблемами, депрессиями. Есть еще и любовь, счастье, мудрость и добродетели", — рассказывает Леонид Бур- лачук, доктор психологических наук, член-корреспондент АПН Украины, заведующий кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им.Тараса Шевченко. — Другое дело, что для науки эти понятия являются неоперационализируемыми. Все знают, что существует доброта. Но ведь кто-то добрый для кого-то, тогда как, скажем, для другого человека он злой." Тем не менее знать, как "работают" положительные качества человеческой личности, проще говоря, зачем, например, человеку быть добрым, необходимо для борьбы с теми же депрессиями немедикаментозным путем или для социальной адаптации человека. К середине XX века психологи пришли к выводу, что одних лишь наблюдений за людьми больными недостаточно. Исследования человека благополучного, успешного, счастливого, наконец, могут помочь по-новому взглянуть на те же неврозы и психозы. "Представьте психическое состояние человека в виде шкалы. Норма — ноль. Это, конечно, очень условно, ведь люди в нейтральном, "нулевом " эмоциональном состоянии практически не встречаются, — уверяет Надежда Стеклова, руководитель киевского Центра позитивной психологии. — Отклонения от нормы по оси со знаком "минус" — область юшнической психологии и психиатрии: пограничные состояния, седативные, психические расстройства, болезни. Теми же людьми, у которых отклонения от нормы стремятся от нуля к положительным значениям, долгое время никто не интересовался. Вот это-то и есть область позитивной психологии. Ее задача — вывести человека из состояния "нормы ", но в положительную сторону, и чем выше будет значение со знаком "плюс ", тем лучше. "

Пессимизм и депрессия
Позитивная психология оформилась в самостоятельное направление совсем недавно — в конце 1990-х годов — с подачи американского психолога Мартина Селигмана, до того более 30 лет вполне успешно лечившего больных, впадавших в депрессивное состояние. Однажды ему в руки попалось интересное исследование о долгожительстве. Изучив его, г-н Селигман пришел к выводу, что на продолжительность жизни исследуемых людей повлияли вовсе не климатические условия, не образ жизни, не кулинарные пристрастия, не доступность медицинской помощи и т.д., а непосредственное восприятие этими людьми происходящих событий: 90% тех, кому посчастливилось дожить до 85 лет, были жизнерадостными. Анализ биографий позволил доктору Селигману сделать вывод: все испытуемые переживали на протяжении жизни разного рода неприятности, но вот причины происходящего объясняли себе по-разному и так же по-разному разрешали эти ситуации. В зависимости от "стиля объяснения" Мартин Селигман поделил людей на оптимистов и пессимистов. "Определяющей чертой пессимистов, — пишет он в своей работе "Как научиться оптимизму" , — является их вера в то, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они ни делали, и виноваты в них они сами. Оптимисты же относятся к своим неудачам прямо противоположным образом. Они верят, что поражение носит временный характер, что его причины разового свойства, и не они в нем повинны, а обстоятельства либо другие люди. Поражение не способно сломить их. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и борются с ней с удвоенной энергией. " После ряда экспериментов ученый нашел причину пессимистического отношения к жизни. Свое открытие он назвал "выученной беспомощностью" . Это такое состояние, когда человек уверен, что все его усилия не способны переломить ситуацию и что он постоянно будет жертвой других людей или обстоятельств.

Критерии, позволяющие отличить оптимиста от пессимиста, доктор Селигман разделил на временные, пространственные и персонализированные (см. "Ка к воспринимают...") . Обследовав тысячи людей, ученый определил, что подавляющее большинство из них — закоренелые пессимисты, а у многих, не попавших в эту категорию, имеется серьезная склонность к пессимизму. (Кстати, признаки пессимистического мировоззрения находил в текстах, написанных библейским Соломоном, а также Артуром Шопенгауэром, Вольтером, Джорджем Байроном, Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым, и видный физиолог Илья Мечников. Пессимизм, считал он, проник в Европу с Востока. Кто, как не Будда, сделал из пессимизма учение: жизнь есть сплошное страдание?!) Именно в неумении находить в жизни радость и кроется причина многих психических расстройств, приводящих со временем к душевным болезням. Подавленное настроение становится причиной участившихся, особенно в последние годы, случаев депрессии. Более того, депрессия молодеет с каждым годом. Еще 30 лет назад средний возраст людей, страдающих от этого недуга, был 29 лет. Сегодня же специалисты утверждают, что депрессия стала заболеванием подростковым (14,5 года). Так, британские педагоги обратили внимание общественности на участившиеся суицидальные попытки среди учеников уже даже не старших, а младших классов. Причины распространяющейся с космической скоростью депрессии — это, по мнению психологов, низкая самооценка и антиобщественное поведение. Встревоженное ситуацией правительство Великобритании с сентября 2007 г. ввело в обязательном порядке во всех государственных школах "уроки счастья" по методике Мартина Селигмана. Подвергаться психотерапии будут учащиеся с 11 лет (!).

Сегодня объектами внимания психологов-"позитивистов" стали субъективное ощущение счастья (наслаждение, удовлетворение жизнью, оптимизм, уверенность в себе), высшие индивидуально- психологические человеческие качества (мудрость, любовь, честность, доброта, творчество, юмор, альтруизм) , позитивные социальные институты (здоровая семья, здоровая атмосфера в коллективе) . Все отобранные для наблюдения критерии отвечают трем обязательным требованиям: они должны признаваться всеми народами мира, цениться сами по себе, а не только как средства достижения целей, и поддаваться развитию.

Вакцина счастья
Нейробиолог, профессор университета штата Висконсин Ричард Дэвидсон, занятый исследованием работы полушарий мозга, решил доказать, что оптимизм, как и пессимизм, является врожденным свойством. Сканируя во время специальных упражнений мозг методом маг- ниторезонансной томографии, он увидел, что у тех, кого принято считать оптимистами, активна левая предлобная часть коры. У людей, склонных к меланхолии и подавленному настроению, наоборот, — правая. Казалось бы, ответ на извечный вопрос — как стать счастливым? (БИЗНЕС, кстати, тоже пытался найти ответ на него, см. №4 9 от 03.12.07 г., стр.92-97) — найден. Достаточно простимулировать активность именно "счастливого" левого полушария и — да здравствует эйфория. Фармакологи, кстати, так и восприняли результаты исследования американских ученых. Они предложили доктору Дэвидсону совместно разработать "вакцину счастья" на основе уже изобретенных антидепрессантов. Но пока, увы, американский профессор не готов дать ответ на такой, казалось бы, простой вопрос: благодаря ли работе левого полушария люди чувствуют себя счастливыми или же, наоборот, активность мозга обусловлена тем, что люди чувствуют себя счастливыми? В поисках ответа г-н Дэвидсон вот уже который год изучает одних из самых безмятежных в мире людей — медитирующих буддистских монахов. Осталось дождаться результатов исследования.

Научится оптимизму
Наша жизнь во многом зависит от того, как мы сами ее воспринимаем — положительно или отрицательно. Психологи считают счастливым такого человека, который живет с удовольствием: с удовольствием занимается своим делом, возвращается домой, проводит свободное время и т.д. Но таких, по мнению специалистов, меньшинство. Подавляющее же большинство людей живут в условиях негативных ожиданий. "Когда ночью звонит. телефон, мы не думаем, что кто-то ошибся номером, у нас появляются иные мысли: что-то случилось. А этого-то как раз и не должно быть, — уверяет Леонид Бурлачук. — Основная наша проблема — вечное недовольство миром, а значит — собой. Мы сами себе создаем проблемы, а потом эти проблемы переносим на окружающих. Главная же задача позитивной психологии — научить человека полюбить себя." Возможно ли это? Специалисты говорят, что воспитать оптимизм или пессимизм в себе практически невозможно; ведь наши "дурные привычки мышления" чаще всего уходят корнями в детство. Но вот подкорректировать эти характеристики — вполне посильный труд. Задача позитивной психологии — заменить негативные установки позитивными, считает Надежда Стеклова и приводит такой пример: "Многим из нас родители своим поведением, репликами внушили, что деньги даются очень тяжело. Мы с этой мыслью и идем по жизни. Нам достаются такие должности, на которых нужно вкалывать с утра до ночи, нам все время кажется, что денег не хватает ". А ведь вместо того чтобы убиваться, что денег не хватает, нужно просто убедить себя в том, что их в кошельке ровно столько, сколько нужно в данный момент. Повторяя эту нехитрую установку каждый день, спустя какое-то время мы уверуем в ее истинность.

Естественно, с проблемой посерьезнее так легко справиться не удастся. Здесь придется поработать, и в первую очередь — над самим собой. Если уж избежать неприятности не удалось, очень важно не зацикливаться на ней, а попытаться отвлечься. Подойдут даже какие-либо физические действия, та же зарядка. Параллельно можно попытаться вступить в диалог с собственными отрицательными мыслями, постараться найти контраргументы: "Я не справился не потому, что я неудачник, а потому, что именно это задание было сложным, я плохо подготовился в этот раз, поздно взялся за работу... ". Идеи, с которыми удалось расправиться в ходе внутренней баталии, имеют мало шансов вернуться. Несерьезное, на первый взгляд, упражнение на самом деле учит нас отвлекаться от вгоняющих в еще большую депрессию мыслей. "Американские психологи предлагают возродить культуру ведения дневников (хорошая замена — сетевые блоги. — Ред.), — рекомендует еще один метод профессор Бурлачук. — Но записывать в них нужно только положительные ощущения и обязательно пытаться разобраться, что их вызвало к жизни. Говорят, здорово помогает " (подробнее см. "Алгоритм действий...") .

Но ни один из вышеперечисленных способов преодоления кризиса не принесет должного результата, если мы не перестанем винить себя во всем произошедшем. Человек не должен чувствовать себя виноватым — это базовый принцип позитивной психологии. "Позитивная психология учит нас благодарить каждую ситуацию за преподнесенный урок. Схематично любую проблему можно представить следующим образом: ситуация — "спасибо " — анализ — идем дальше, — делится профессиональными секретами Надежда Стеклова. — Если же каждый раз после анализа возвращаться к ситуации, тратить всю силу и энергию на переживания по поводу случившегося, то будешь чувствовать себя несчастным. А если дать себе установку, что жизнь насыщена новыми идеями, событиями, то всегда найдешь новые источники для существования, и ничего плохого и не произойдет. " Об особенностях использования в работе пессимистов и оптимистов см. стр.70, 71.

(044) 501-22-73
Статьи

Никотинозависимость у детей Стеклова Надежда (социальный проект http://lozh.com.ua/)

Социальный проект "Нет детскому курению!" Читать дальше...

Стань счастливым Стеклова Надежда (Бизнес - журнал)

Так уж случилось, что психология до недавнего времени изучала преимущественно отрицательные стороны человеческой личности. Читать дальше...